РЕПОРТАЖНАЯ СЪЕМКА

РЕПОРТАЖНАЯ СЪЕМКА
 

I. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Фоторепортаж - вид газетно-журнальной деятельности, оперативная информация через печать и телевидение о явлениях общественной жизни, о событиях текущего дня.
Являясь зримой информацией, "образной публицистикой", фоторепортаж включает в себя и снимки только информационные и снимки, представляющие законченные художественные произведения.
Тематика таких фотографий весьма разнообразна. Она охватывает все области народного хозяйства, науки и техники, культуры, искусства, спорта и т. д.
Снимки такого рода можно разделить на два вида - событийный и обычный репортаж.
К первым относятся фотографии открытий международных форумов, театральных премьер года и многих других значительных событий в жизни.
РЕПОРТАЖНАЯ СЪЕМКА Ко вторым относятся фотографии, показывающие людей в каждодневном творческом труде, за общественной работой, в семейном кругу, во время учебы или занятий спортом, на отдыхе и т. д.
Фоторепортер должен обладать одновременно качествами журналиста - работника в области газетной информации, и качествами фотографа, в совершенстве владеющего техникой своего дела.
Сила репортажного снимка - в его документальной убедительности, в показе правды, как она есть.
Хотя в репортаже и существуют репортажный и постановочный способы съемки, искусство репортажа состоит в том, чтобы не режиссировать кадр, а снимать его экспромтом, по ходу действия, точно находя точку съемки, план, ракурс, момент съемки.
Такая выборочная съемка очень сложна. Но в ней заключена специфика фоторепортажа.
Фоторепортер, если ему поручено снять событие, происходящее внезапно, в очень короткий промежуток времени, должен носить фотоаппарат наготове. При возникновении нужного кадра это дает ему возможность с любой точки мгновенно сделать первый снимок. Впоследствии, если действие повторится, он может внести поправку в условия съемки и технически улучшить следующий кадр. Но момент может и не повториться. А первый снимок у него будет обязательно.
Когда фоторепортер не может передвигаться по месту действия (например, при съемке демонстраций, парадов, спортивных состязаний), установку объектива на резкость он производит по объекту, мимо которого должны пройти люди. При такой съемке диафрагму устанавливают с учетом необходимой глубины резкости, а скорость затвора с учетом условий освещения и скорости движения людей.
Массовые шествия и сцены лучше фотографировать с высоких точек (третий - четвертый этаж), освещение выбирать сбоку, строить кадр не прямо, а несколько по диагонали.
Собрания рекомендуется фотографировать с высоты не ниже 2-3 м. Хорошие результаты дает и более высокая точка. Во время перерывов заседаний (в кулуарах) надо снимать с уровня глаз, стремясь к тому, чтобы беседующие не замечали фотографа, не пытались ему позировать.
Выступающих с трибун не рекомендуется снимать снизу - острый ракурс искажает лица. Лучше снимать с уровня трибуны или издалека телеобъективом.
 


2. ТРЕБОВАНИЯ К АППАРАТУРЕ И ФОТОМАТЕРИАЛАМ
Для репортажной съемки наиболее пригодны цифровые фотоаппараты. Они позвляют получать снимки с проработкой деталей, не хуже чем на малоформатной пленке, но в удобстве эксплуатации более удобны.
Для оперативной работы необходимы: дальномер, а еще лучше камеру со следящим фокусом, быстро работающий затвор, возможность использования сменных объективов. Необходимы также: электронная фотовспышка, легкий штатив.
Набор светосильных объективов (1 : 1,5-1 : 2,8) должен позволять производить съемку в самых неблагоприятных световых условиях. Нормальный, широкоугольный и телеобъектив - обязательный комплект оптики для фотографа-репортера.
При съемке быстро движущихся объектов следует применять наиболее короткие выдержки.

3. ФОТООТПЕЧАТКИ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ В ПРЕССЕ

Технические требования к фотоотпечаткам, предназначенным для публикации на страницах газет и журналов, имеют некоторые отличия.
Снимки для газет не должны иметь большого количества мелких деталей, так как газетное клише изготоляют с растром с крупной сеткой, которая, разбивает изображение на точки, делает мелкие детали плохо различимыми. Для газет подходят фотографии с укрупненным передним планом.
Снимки для журналов, которые печатаются на улучшенных сортах бумаги, могут быть с большим количестввом подробностей в фоторисунке, так как клише для журналов делают с мелкой сеткой.
Рекомендуется один и тот же сюжет снимать с вертикальным и горизонтальным расположением кадра, так как это позволяет более свободно использовать формат при макетировании полосы. На каждую тему рекомендуется высылать основной снимок и его варианты. Обычный размер отпечатков для прессы - 13x18, 18x24 см, Фотобумага глянцевая, цифровые файлы - tiff 300dpi. Изображение должны быть сочным, нормального контраста, с хорошей проработкой всех деталей. Для газет требования поскромнее, но лучше изначально придерживаться подобного критерия.
Подпись к снимку делают на отдельном листе. В нем надо рассказать, что сфотографировано или кто (общая информация). Посылая фотографию в редакцию, необходимо сообщить свои фамилию, имя, отчество и адрес, а также место съемки (полностью, без каких-либо сокращений), дату съемки.
Если снимков несколько, то отпечатки и подписи к ним необходимо пронумеровать.